Сержиу Виейра ди Меллу – известный дипломат ООН, отдавший организации 34 года жизни. На его счету разрешение тяжелейших конфликтов, участие в гуманитарной поддержке и помощь беженцам в самых тяжелых точках планеты. В 2003 году он был назначен Специальным представителем Генерального секретаря ООН в Ираке, став поворотной фигурой для работы организации в ближневосточной стране. Об этом и многих других деталях биографии Виейра ди Меллу рассказывает новый фильм производства Netflix.

Сюжет похож на сбивчивый рассказ, воспоминания Сержиу – единственное, что скрашивает его минуты, проведенные под завалами. Причиной стал теракт в Багдаде, где располагалась делегация ООН в августе 2003 года. История лишь запутывается в этих ненадежных в мыслях, постоянно перескакивая между важными событиями прошлого. Приезд в Ирак сменяет ужин с возлюбленной Каролиной, который вновь возвращает нас в реальность, полную спертого воздуха и доносящихся из далека криков. Еще секунда и перед нами предстает чудесный пляж в Рио-де-Жанейро вместе с детьми и матерью, кажущийся концом. Это будет лишь началом страданий и долгого путешествия. Весь пазл обретет целостность в финале, поначалу путая зрителя множеством насыщенных эпизодов о миссиях ООН. Большая часть сюжета будет происходить вокруг Восточного Тимора и его оккупации Индонезией, где Сержиу обрел не только мировой дипломатический успех, но и настоящую любовь.

Формат истории – самая интересная часть фильма. «Сержиу» превосходно иллюстрирует процесс мышления в тяжелейших условиях, когда кажется, твоя жизнь находится на волоске. Можно ли назвать подобное везением, но у главного героя есть время поразмыслить о прошлом, увидеть свои ошибки, успеть простить себя и произнести самые важные слова близким людям. Вся жизнь не проносится перед глазами за считанные секунду, нами досталось размеренное путешествие по закоулкам памяти. Картина совмещает вставки настоящей хроники (например, выступления Джорджа Буша младшего, Кофи Аннана и Виейра ди Меллу) и стилизованные комбинированные новостные репортажи. Это единственная попытка уцепиться за реальность, как и финальные титры, рассказывающие о дальнейших событиях, случившихся в судьбе центральных героев. Персонажи не имеют большого внешнего сходства, а структура и слишком детальное погружение в мысли Сиржиу рушат любые намеки на подлинность. Все, что у нас есть – это редкие точки реальности, вокруг которых и наслаивается богатый, но художественный портрет.

Не обошлось без пафоса. Он привычно сосредоточился в высокопарных речах главного героя о предназначении, равенстве, свободе и правах человека. Дальше эти взгляды получат подтверждения в поступках Серджиу, готового нести ответственность за сказанное. Собирая из лоскутков портрет в финале, мы получаем образ идеалиста и праведника. Единственным заметным недостатком является воспитание сыновей, на которых у него не остается времени и возможностей. Он не способен разделиться на части, понимая насколько важен мир и спокойствие для будущего детей, и готов платить огромную цену. Эта безгрешность собственных воспоминаний превращает биографию в сказку о прекрасном рыцаре или в новый миф о жертвенности во блага человечества. Может поэтому в самом начале отсутствовали титры о реальных событиях? Перед нами скорее вдохновляющий агитационный плакат, показывающий, что такое хорошо, а что такое плохо.

Правда главной удачей становится не Серджиу в исполнении Вагнера Моура, а Ана де Армас, ставшая его возлюбленной – Каролины. На нее выпали одни из самых драматичных и запоминающихся эпизодов. Остальные персонажи получили слишком мало экранного времени и почти растворяются на заднем плане повествования. Все внимание сосредоточено на образе идеального дипломата, проповедующего идеи гуманизма. Непривычным выглядит только имя главного героя, вынесенное в название картины. В русских титрах используется португальское произношение (Виейра ди Меллу родился в Бразилии), но в самой картине окружающие произносят Sergio на привычный актерам (и нам в том числе) американский манер. На Netflix фильм получил лишь русские субтитры и не имеет дубляжа, первое время путая зрителя странным переводом.

«Сержиу» – больше похож на открытку, дань уважения великому дипломату, а не реконструкцию его биографии. Картина лишь позволит посетить живописные уголки планеты, увидев наглядные и лощеные иллюстрации мировых проблем. Сюда можно отправляться за эмоциями и восторженным пафосом, присущим многим историям о людях, отстаивающих идеи гуманизма. Путешествие в памяти, пускай и излишне стерильное, формирует очертание идей и не пытаясь нарисовать реальный портрет. Кажется, для фигуры Виейра ди Меллу это намного важнее. Для всех остальных есть улыбка Аны де Армас, которой невозможно сопротивляться. Хотя надеяться на многое не стоит. Перед нами типичный фильм онлайн платформы, и при других условиях история жизни Сержиу точно затерялась бы среди других картин.